Фолк-музыка (от англ. folk - народный) – очень громоздкое понятие, и применимо оно к любым музыкальным проявлениям всех народов мира, независимо от своеобразных особенностей фольклора каждого из них. И, несмотря на все интересные и оригинальные черты музыкального фольклора разных стран, наиболее популяризована оказалась именно англоязычная фолк-музыка, то есть, фолк-культура Британии и части Северной Америки, в основном, США, где она очень близко граничит с негритянской музыкой. Помимо англоязычной фолк-музыки также широко известны кельтская народная музыка из Ирландии и Шотландии, и народная музыка Индии. Но все же, отдать должное следует в большей мере англоязычной музыкальной фолк-культуре, чем кельтской или индийской, так как именно с британской и американской фолк-музыки и начался стиль "folk rock".
Сама англоязычная народная музыка окончательно сформировалась в творчестве американских фолк-певцов Вуди Гатри и Пита Сигера (40-50 годы двадцатого столетия), а получила свое окончательное звучание в лице таких музыкантов, как Боб Дилан, Донован, Джоан Баэз, Джуди Коллинз и др. (60-е годы). С тех пор фолк-музыка не претерпевала значительных изменений, и являлась весьма стабильным в коммерческом плане течением музыки. Но для того, чтобы понять американский или английский фолк, необходимо уметь отличать его от кантри. Это очень близкие понятия, и отличие их состоит в том, что чистый фолк пришел из Британии, Ирландии и Шотландии, а кантри сформировалось на юге Северной Америки под влиянием фолка (большей частью ирландского), музыки блюграсс, являющейся смесью "чёрной" и "белой" музыки, и чистой негритянской народной музыки. Именно сельское кантри, и родившийся из него стиль рокабилли, оказали большее влияние на развитие рок-н-ролла, нежели простой фолк.
Главными темами фолк-песен, в отличие от веселого кантри, являлись и являются такие изменчивые явления, как жизнь народа и политика (т.н. песни протеста), а именно поэтому, большинство таких песен просто забывается и уходит в прошлое. Кроме того, в обычном фолке используется минимум инструментов; большей частью исполнители поют под незатейливый аккомпанемент акустической гитары. Ничего удивительного нет в том, что такое творчество интересно, прежде всего, только англоязычной аудитории. Одной из первых групп, смешавших фолк и рок, была ныне малоизвестная британская группа "Unit 4+2". Однако лишь в середине 60-х стиль фолк-рок уверенно встал на ноги: успех песен "Mr. Tambourine Man" (кавер песни Боба Дилана) в исполнении "The Byrds", американской народной "The House Of The Rising Sun" в трактовке группы "Animals", и великолепной "Like A Rolling Stone" самого Боба Дилана, а также его скандальное выступление на фолк-фестивале в Ньюпорте (1965 год), где он вышел на сцену с электрогитарой в сопровождении группы "Paul Batterfield Blues Band". Подобно Бобу Дилану, на электрогитару перешёл и шотландский фолкер Донован. Именно эти личности, находившиеся по разные стороны Атлантики, разнесли фолк-рок туда, где он, казалось бы, просто не мог существовать.
С этого времени фолк-рок стал отчетливо проявляться в музыке половины всех групп того времени: от "Jefferson Airplane" и "The Kinks" до… "The Who" и "The Mamas And The Papas". Так фолк-рок смешался с психоделией и продолжил развитие в этой странной смеси. Очень заметными явлениями смешения этих стилей являлись совершенно непохожие друг на друга американская группа "Country Joe & The Fish", получившая уникальный гибрид кантри и психоделии, и британский психоделик-фолковый дуэт "Tyrannosaurus Rex". Их музыка совершенно разная, но то, что они работали в одном направлении, говорит об огромном разнообразии фолк-рока, как музыкального стиля (хотя раннего "Rex"а к року зачислить можно лишь с большой натяжкой).
В 1968 году вышло, по крайней мере, два альбома, изменивших звучание фолк-рока навсегда: это были кантри-роковый "Sweetheart Of The Rodeo" вышеупомянутых "The Byrds", и загадочный "Hangman’s Beautiful Daughter" психоделик-фолковой группы "Incredible String Band", где странно смешалась фолк-музыка самых различных народов. Помимо "The Byrds" были еще две группы, которые могли задавать рамки фолк-рока не в меньшей степени, чем даже сам Боб Дилан. Такими группами и были британская "Fairport Convention", ставшая также наиболее известной фолк-роковой командой Англии, и американская "Buffalo Springfield", которая постоянно боролась с "The Byrds" за звание лучшей фолк-роковой группы Штатов. Еще одной из самых главных команд фолк-рока была супергруппа "Crosby, Stills, Nash & Young", объединившая под своей крышей четверых очень известных музыкантов: Дэвид Кросби сбежал из "The Byrds", Грэм Нэш – из "Hollies", а Стивен Стиллз и Нейл Янг – из "Buffalo Springfield". Однако амбиции музыкантов постоянно мешали группе, и она то и дело постоянно распадалась и вновь воссоединялась.
Из групп, исполнявших кантри-рок особое внимание необходимо уделить очень известной банде под названием "Creedence Clearwater Revival". Эти парни играли оригинальную смесь рокабилли, блюза и рок-н-ролла, и для многих людей "CCR" до сих пор остается идеалом кантри-рок-группы. Говоря о фолк-роке, нельзя не упомянуть еще и имена таких музыкантов, как Кэт Стивенс, Джонни Митчелл, Леонард Коэн, Тим Бакли, а также Джон Мартин. Все они работали в этом стиле в конце 60-х – начале 70-х годов, и добились мирового признания. Классикой фолк-рока также являются первые две пластинки проекта Джека Кэссиди и Йормы Кауконена (басиста и гитариста "Jefferson Airplane") – "Hot Tuna". Их инструментальный фолк-регтайм-блюз вряд ли может кого-то оставить равнодушным. Приблизительно в то же время популярность завоевали группы стиля "progressive rock" – "Moody Blues", "Procol Harum", "Nice", а затем и "Emerson, Lake & Palmer". Эти группы охотно включали в свой репертуар песни в стиле фолк-рок, что также способствовало заметному увеличению его популярности. Такие арт-фолк-группы, как "Steeleye Span", "Pentagle", "Horslips", "Lindisfarne" и "Spooky Tooth" тоже не остались без внимания публики и были весьма популярны в 70-е. Фолк в свою музыку добавляли даже такие группы, как "Uriah Heep" и "Led Zeppelin", не считая других хард-роковых групп.
Несмотря на успех всех вышеперечисленных мной групп, наиболее известной командой в 70-х годах, в музыке которой отчетливо проглядывался фолк-рок, была легендарная группа "Jethro Tull". Блюз-рок и хард-рок очень сильно выражались в их творчестве, но явная страсть к фолку заметна практически на всех их альбомах, особенно на "Heavy Horses" и "Song From The Wood". Несмотря на то, что волна панк-рока и нью-вейва несколько потеснила фолк-музыкантов с хит-парадов, большинство фолк-групп продолжили свою деятельность и в 80-е. Одной из самых удачных новых групп направления можно назвать ирландских фолк-панков "Pogues".
ТОП жанра «folk»